Детский сад №1221

Страничка родителей

Назад

Игра – важнейший этап обучения в жизни ребёнка.

Что такое игра?
Понятие об игре вообще имеет некоторые отличия у разных народов. Так, у древних греков слово игра означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется предаваться ребячеству. У евреев слову игр соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян означало радость, веселье. У немцев древнегерманское слово spilan означало легкое, плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом игра стали обозначать обширный круг действий человеческих, с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев на сцене театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, от беганья на палочке верхом до высшего искусства скрипача и т.д. (1887,с.1). Д.Б. Эльконин.

В педагогической терминологии игра — это ведущая деятельность у детей в дошкольном возрасте. Иными словами, игра — это то, чем и в чём наши дети живут с рождения и, как минимум, до школы. В игре у ребёнка формируются важнейшие стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. В игре развивается коммуникативная функция речи и формируется планирующая.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры- это игры на бытовые темы, игры производственной тематики, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры забавы и развлечения. К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно – печатныеигры, музыкально дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). Остановимся подробнее на характеристике каждой из группы игр.

Сюжетно-ролевые игры – это игры которые придумывают сами дети(«Дочки-матери, Больница, Магазин»). В них отражаются их знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема игровой замысел, сюжет содержание и роли. В этих играх проявляется творческое воображение ребёнка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни придумывает разнообразные превращения. Через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности иощущает себя активным участником жизни взрослых (Д.Б.Эльконин). При этом ребёнок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает её, создаёт желанное будущее (конструкторы создают удивительные машины, кондитеры изготавливают чудесные пирожные). Как писал Л.С. Выготский, «игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребёнка».

Игры с правилами отличаются содержанием, специально разработанным взрослыми и чёткими игровыми правилами. В каждой из них заранее установлена определённая последовательность действий, ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников («Море волнуется раз», «Ловишки», «День и ночь»). Некоторые игры с правилами имеют сюжет, а значит необходимо сыграть («Совушка-Сова», « Два Мороза», «Краски»). Среди игр с правилами много народных, которые передаются из поколения в поколение(«Чехарда», «Лапта», «Ручеёк и пр.). В них познавательность сочетается с занимательностью, юмором. Эти игры способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости.

Как отмечалось раньше, игры с правилами подразделяются на два вида: дидактические(основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями) и подвижные (основной задачей, которой является совершенствование движений, развитие двигательной активности). Однако нельзя рассматривать дидактические игры только,как развитие интеллектуальных способностей, а двигательные как развитие двигательной активности, в этих играх, во – первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля; во-вторых решаются вопросы двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами являются средством формирования личности ребёнка в целом.

В дошкольный период ведущей деятельностью является игра, это есть реализация не реализуемых возможностей. Выделяют следующие периоды игры:

1.Режиссёрская игра (до 3 –х лет).
Этот вид детской игры чаще видят родители, чем воспитатели. Дело в том, что в режиссерские игры ребенок играет, как правило, один. Эту игру он затевает с игрушками, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребенок действует от лица каждой из игрушек-персонажей и одновременно «режиссирует» общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет.
 
2. Сюжетно – отобразительная игра (от 3-х до 4 лет).
Сюжетно - отобразительная игра является «преддверием» игры сюжетно-ролевой, типичной для детей-дошкольников. Чем же обусловлен переход от сюжетно-отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре ― общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом? Следует отметить, что и в сюжетно-отобразительной игре ребенок с помощью игрушки отображает, прежде всего, отношения между людьми.

3. Сюжетная игра (4- 5 лет).
Сюжет – это та сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре. Содержание игры – это содержание деятельности людей, которое воспроизводится играющим ребенком в ходе развертывания сюжета. В начале дошкольного возраста содержание игры ребенка составляет воспроизведение простых операций с предметами и последовательности предметных действий.

4. Сюжетно - ролевая игра (5 – 6лет).
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задачевсе свои сиюминутные, импульсивные действия.

5.Ролевая игра (6 -7 лет).
Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:
1. В ролевой игре предполагается наличие организатора игры (общепринятый термин “мастер”).
2. В ролевой игре основным механизмом “запуска” игры является “роль” – комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя ребёнок, желающий принять участие в игре.
Образно говоря, ролевую игру можно сравнить с театральным представлением по пьесе, в которой прописан только первый акт, а все остальное оставлено на откуп “актерам”, как и что они сыграют, то и получится. На фоне прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
То, что писал Л.С.Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанное с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Большие возможности для развития эмоциональной сферы малыша предоставляет игра.

Автор: Калужникова Л.И. - учитель -дефектолог.