Детский сад №1221

Что такое кризис 3-х лет?

Назад

Наступление кризиса говорит о том, что у ребенка появилось самосознание! Ребенок к 3-м годам начинает осознавать себя как источник своих желаний и действий. И в это время формируется основа его инициативности в будущем. Легче всего опробовать эту способность (осознание своих желаний) через противодействие взрослому (близкому).

Признаками кризиса являются:

· Упрямство (настаивание на своем, вопреки, здравому смыслу)
· Капризы.
· Обесценивание взрослого.
· Негативизм (отказ от всего, что раньше нравилось)

Кризис обычно начинается внезапно. Степень проявления зависит от индивидуальных особенностей (его активность, эмоциональность, импульсивность, особенности развития и т.д.) и от особенностей семейного воспитания.

Способы взаимодействия с ребенком в период кризиса:

Противодействия, наказания, отвергание, запрет, обиды на ребенка – самые неэффективные варианты.

Объяснение, принятие, совместная предметная деятельность, терпение, выбор – эффективные способы. Четкое предъявление правил того, что нельзя делать (то, что может нанести вред ребенку или другим детям).

Если использовать неэффективные способы взаимодействия (подавлять активность ребенка, запрещать, ругать, то именно у ребенка сформируется низкая, деформированная самооценка (а это основа будущей личности), безынициативность, зависимость, несамостоятельность. Так как именно в этом возрасте формируются эти психические качества личности. Взрослому легче проявлять гибкость (предлагать варианты, договариваться и т.д.), чем ребенку от 1 до 3 лет. При этом взрослый должен уметь показать и сказать о своих переживаниях: «Я не люблю, когда мне больно», «Мне нравится…», «Я расстроен…», «Мне грустно» и т.д.

Родителям в период кризиса!

1. Упрямство.
- Спросить что хочет?
- Предоставить выбор, например: синие или зеленые колготки ты оденешь? И т.д.
2. Спокойное реагирование при эмоциональных вспышках (переждать, если возможно отвлечь, заинтересовать).
3. Главное содержание общения со взрослыми в этот период – это сотрудничество со взрослыми (собирание пирамидки, мытье посуды, рассматривание картинок, игры с мячом и т.д.).

Взрослый в этом возрасте интересует ребенка как человек, который владеет многими предметами, и ребенок хочет этому научиться.

Для ребенка важно именно до 3-х лет:

Присутствие взрослого и его доброжелательное внимание (что ты делаешь? Давай вместе.)
Участие взрослого (совместное овладение предметами, которые его окружают).
Отношение и оценка взрослым того, что делает ребенок, чтобы он чувствовал свою умелость и гордился ею.

Если ребенок удовлетворен в потребности во внимании и признании его достижений, кризис не задерживается более 6 месяцев.



Агафина Т.М. - старший воспитатель