Детский сад №1221

Наука и практика

Научно - практическая лаборатория в
ГБОУ Школа № 1103 структурное подразделение №4
дошкольное отделение №1 «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ»
  
Федоровская Ольга Михайловна

Руководитель ГБОУ Школа №1103 структурного подразделения № 4 дошкольного отделения №1, Почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук, "Ветеран труда", имеет высшую квалификационную категорию, Депутат внутригородского муниципального образования района Ясенево в городе Москве.

Список научных трудов и публикаций (Скачать) 

Городская научно-практическая конференция «Здоровьесберегающая деятельность в новых условиях современной Школы».



Взаимодействие  с научными и другими организациями

Детская городская поликлиника № 103, 111.
Детский оздоровительный образовательный центр (ДООЦ) "Юго-Западный".
Российский Государственный Университет физической культуры (РГУФК).
Институт возрастной физиологии (РАО).

  Формы сотрудничества детского сада с научными и иными организациями.
- Экспериментальная база учреждения Российской академии образования «Институт возрастной физиологии».
- Экспериментальная база РГУФК для проведения педагогической практики студентов.
- Обследование физического развития детей ООО «Навигатор здоровья»
- Диспансеризация в районной детской поликлинике
- Консультации с методистами окружного методического центра
- Выполнение распоряжений и консультации со специалистами окружного
управления образованием
- Выполнение распоряжений Департамента образования города Москвы

Научно-исследовательская работа на тему «Формирование модели здоровьесберегающей деятельности и оценка ее эффективности»
  • Оптимизация воспитательно-образовательного процесса процесса с целью повышения интереса воспитанников к знаниям в условиях сохранения физического и психического здоровья
  • Плотность и насыщенность режимных процессов, занятий в детском саду, ограниченная возможность свободного двигательного режима приводят к гипокинезии, вызывают дисгармонию нервных и физических показателей. В итоге снижается естественная сопротивляемость детского организма, развиваются функциональные нарушения.
  • Необходимость создания и внедрения модели здоровьесберегающей деятельности на основе принципа преемственности.
  • Создание методических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Методологические основы работы
Методология мониторинговых исследований здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений строится на принципах:

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер во время воспитательно-образовательного процесса, а также индивидуальные адаптивные возможности ребенка.

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей, но также взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждений общего образования.

Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных мониторинга, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.

Динамичность(повторяемость) подразумевает многократное (в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов воспитанников, конкретных детей. Такое динамическое наблюдение обеспечивает преемственность результатов мониторинга на всех его последовательных этапах, а также позволяет анализировать не только уровень, но и динамические характеристики многих показателей, улавливать тенденции их изменений в процессе проведения эксперимента, что очень важно для своевременного принятия управленческих решений.

Репрезентативность (представительность) обусловлена требованиями математической и биологической статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки.

Методическое единство – непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах эксперимента, в различных учреждениях образования.

Наличие обратной связи – одно из важных условий проведения мониторинга эксперимента. Работники учреждений образования и другие лица, участвующие в проведении эксперимента, заинтересованы в получении сведений о результатах мониторинга.
Методические подходы к оценке здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений
Клинические методы - оценка психоэмоционального, вегетативного и неврологического статуса детей, т.к. воспитательный процесс и формирование состояния здоровья осуществляются системой регулирования, а именно нервной и гормональной системами.
Гигиенические методы - для оценки эффективности здоровьесберегающих технологий предполагается проведение контроля за санитарным состоянием и содержанием детского сада, а также методика программированного опроса по режиму дня детей в семье, хронометраж деятельности и поведения воспитанников на занятиях, во время динамической паузы и активного отдыха.
Физическое развитие - один из ведущих признаков здоровья, включающее такие показатели как длина и масса тела, окружность грудной клетки. Умеренное замедление или ускорение развития может быть вариантом нормы, но всегда должно учитываться при оценке эффективности здоровьесберегающих мероприятий в ОУ. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья.
Физиологические методы, позволяющие охарактеризовать функциональное состояние различных систем организма ребенка, напряжение механизмов адаптации в процессе обучения (оценка состояния сердечно-сосудистой системы).
Психофизиологические методы - психофизиологический мониторинг, в процессе которого проводится также оценка личностных качеств детей - мотивации, стрессоустойчивости, информационной работоспособности, утомляемости и др.
Метод наблюдения - наблюдение за поведением воспитанников в процессе проведения здоровьесберегающих мероприятий. Данный метод дает возможность оценить правильность выбранного направления здоровьесберегающей работы и внести в него коррективы в случае отрицательных результатов обследования детей.
Оценка двигательной активности - объем двигательной активности складывается из участия дошкольников в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток, подвижных игр, физкультурных занятиях, спортивных досугов, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. Данный компонент деятельности должен обязательно учитываться в планировании здоровьесберегающих мероприятий.
Оценка двигательной подготовленности - позволяет оценивать тип телосложения, уровень двигательной подготовленности по возрастно-половым типологическим шкалам, следить за динамикой физического состояния.
Разрабатываемая нами методика комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения (комплексный и объективный анализ состояния здоровья, условий жизни и обучения, здоровьесберегающей активности образовательных учреждений, учебной нагрузки, двигательной активности, физического и моторного развития воспитанников) будет строиться на основе наиболее простых, доступных методических приемов, которые могут быть реализованы в каждом образовательном учреждении силами сотрудников этого учреждения.
Методика комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает: тесты, анкеты, алгоритмы обработки результатов тестирования и результатов анкетирования при соблюдении принципов научной, педагогической и медицинской этики.

Проблема, на решение которой направлена здоровьесберегающая деятельность. Оптимизация воспитательного процесса с целью повышения интереса старших дошкольников к здоровому образу жизни в условиях сохранения физического и психического здоровья.

Объект исследования
Организация процесса воспитания здорового образа жизни, двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы, анализ состояния здоровья младших школьников, процесс изучения особенностей психофизиологического развития, возрастных закономерностей, физического развития детей как базовых составляющих системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Организация здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения по направлениям:
− создание комфортных условий воспитательно-образовательной среды;
− организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;
− организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
− анализ состояния медицинской помощи и состояния здоровья детей.

Предмет исследования и экспериментальной деятельности.
Формирование модели здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях разного вида, направленной на улучшение качества и развития дошкольников. Преобразовательная деятельность будет представлена в виде системной комплексной работы по блокам: I блок - здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, II блок - рациональная организация воспитательного процесса, III блок - организация физкультурно-оздоровительной работы, IV блок - просветительско-воспитательная работа с детьми, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, V блок - организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями,VI блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей.

Особенность эксперимента.
  • Реализация принципа преемственности в процессе воспитания дошкольников и подготовки их к школе в условиях сохранения и укрепления здоровья детей.
  • Реализация принципа преемственности в процессе адаптации первоклассников к образовательному процессу.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания.
  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
  • Снижение количества нарушений состояния здоровья детей.
  • Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровья, здорового питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Задачи
1.Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья дошкольников.
2.Разработка нормативной базы деятельности, связанной с реализацией программы здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
3.Проведение экспертного анализа здоровьесберегающих технологий для внедрения наиболее эффективных и результативных в массовую практику.
4.Использование эффективных методов воспитания и обучения.
5.Разработка и внедрение психологических, педагогических, физиолого-гигиенических и медицинских методов коррекции и профилактики.
6.Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья детей.
7.Создание методов оценки социально-психологической, психолого-физиологической, медико-педагогической эффективности мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.
8.Оценка эффективности внедрения различных приемов, технологий, мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья дошкольников.

Результаты работы научно-практической лаборатории:
1.Создание информационно-аналитической базы данных здоровьесберегающей деятельности ОУ.
2.Разработка системы функционального мониторинга физического и психического здоровья дошкольников.
3.Диагностика уровня физического и психического развития детей 3-7 лет.
4.Моделирование оформления физкультурно-оздоровительного центра (методические рекомендации по проведению оздоровительных мероприятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей организма детей).
5.Создание и совершенствование модели системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
6.Разработка методики комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности детского сада.
7.Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к воспитанию детей.
8. Повышение компетентности педагогов и родителей к вопросам здоровья, здорового питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
9.Разработка методических рекомендаций по диагностике и профилактике нарушений состояния здоровья.



Яндекс.Метрика